27 февраля 2014 г.

Мир, у которого есть сердце

У Светы в блоге "Мой творческий мир" проходит проект "Книги которые нас покорили"
Я просто не смогла пройти мимо! И как всегда дотянула до последнего дня...
У меня есть множество любимых книг, но среди всего прочитанного особняком стоит один цикл, который я обязательно перечитываю, переслушиваю раз в несколько лет, и каждый раз как-будто заново. Это цикл "Лабиринты Ехо" Макса Фрая. Цикл состоит из 26 небольших повестей, которые я перечитываю на одном дыхании... Этот Цикл можно отнести к юмористическому фэнтези детективу, отчасти это правда, читая эти книги я от души смеялась, но для меня это рассказ о невероятных приключениях в ином мире...

Мир Ехо. Самый притягательный и реальный мир... Читая любую другую книгу, я всегда отчетливо понимаю: это вымысел. Этого мира не существует, это всего лишь фантазия автора.
Но я не могу заставить себя так думать о Мире. Мире, у которого есть Сердце. Потому что этот мир - живой и реальный, только существует он где-то там, за гранью нашего восприятия.
Периодически, примерно, раз в два три года я возвращаюсь в Ехо, чтобы вновь окунутся в неповторимую атмосферу этого города, чтобы совершить неспешную прогулку по мозаичным мостовым, пережить вместе героями невероятные приключения! И с каждым разом уходить все труднее и труднее...
Почему? Может быть из-за атмосферы этого Мира? В Лабиринтах царит безудержная веселье, легкость от которой так приятно кружится голова. Но постепенно к веселости примешивается легкая грусть. В последней повести цикла герои замечают, что мир как будто выцвел. И это действительно так. Перечитывая в очередной раз "Лабиринты" я вдруг совершенно ясно ощутила как выцвел окружающий мир. Невольно пришло на ум сравнение с рекой, текущей через горы и равнины. В начале цикла жизнь бьет ключом, крутит и несет героев как горный поток, а в конце они медленно плывут по широкой спокойной реке.
Лабиринты это по сути отдельные эпизоды из жизни Тайного Сыска, своего рода мозаика из которой складывается картина Мира. Именно в них главный герой из легкомысленно молодого человека превращается в опытного мага. Жизнь Макса в Лабиринтах можно сравнить с взрослением ребенка. В первых повестях он часто не ведает что творит, а в последних уже действует как разумный человек, знающий цену своим словам и поступкам.
В мире Ехо нет бинарной логики, нет четкой границы, между добром и злом, между светом и тьмой... Да там есть Черная и Белая магия, но это не означает, что она добрая или злая... Черная - потому манипулирует материальными предметами, а Белая имеет дело с нематериальными...
Нет и Злодея Всех Миров и народов. Нет персонажа который тянет на эту роль! Все отрицательные герои которым противостоят Тайные Сыщики и в подметки не годятся, скажем Саурону или тому же Дарту Вейдеру... Хотя, нет есть человек, именем которого пугают детишек, сэр Лойсо Пондохва, великий магистр ордена Водяной Вороны. Но он уже побежден, стал частью истории. Однако это не помешало ему появится в самый неожиданный момент, и неожиданно стать одним из моих любимых персонажей цикла. Потому что он воплотившись в реальность становится на редкость обаятельным персонажем и мудрым собеседником.

Некоторые не любят этот цикл за чересчур на их взгляд реалистичное изображение жизни - герои не стесняются есть во время работы  в свободное время ходить по ресторанам, да в сортир, извиняюсь за выражение, иногда заглядывают. Мне же это не мешает))) Сама бы не отказалась от такой жизни) За то иногда попадаются моменты как будто списанные с меня:
"В детстве я любил ходить на железнодорожный вокзал и смотреть на уезжающие поезда. Мне казалось, что они едут куда-то, где все совсем не так, как здесь. Поезда ехали "ТУДА", они ехали "ОТСЮДА", и я смертельно завидовал пассажирам, устало распихивающим свои сумки по багажным отсекам: это чарующее зрелище можно было увидеть в освещенных окнах вагонов. На поезда, приезжающие "ОТТУДА" в тоскливое "СЮДА" я предпочитал не обращать внимания..."
© "Путешествие в Кеттари"
Полностью согласна. Поезда я люблю с детства... И нет ничего более притягательного для меня, чем отправляющийся и пролетающий мимо платформы поезд.
«Не хочешь держать слуг – не надо! Но будь добр, сделай хоть что-то!» – Этим внутренним монологом я начинал каждое утро с момента возвращения из Кеттари. А потом терпеливо объяснял себе, что «я все обязательно уберу, но попозже, когда будет время!» Бардак, тем временем, набирал обороты… В общем, сегодня, или никогда! Под этим девизом я ехал домой отнюдь не так быстро, как обычно. "
© "Магахонские лисы"
Это тоже про меня... Целиком и полностью... Увы и ах... 
А еще как и главный герой я обожаю приезжая в чужой незнакомый город гулять по нему пешком, как бы здоровоясь, говоря - "Здравствуй, это я! Я просто гость, но я уже люблю тебя! Давай дружить!"
 Но место действия не ограничивается только одним городом. Изредка главного героя отправляют "проветриться", иными словами - на поиски очередного приключения. Иногда это поездка в соседний город, иногда на другой материк, а то и во все - на тот свет! В прямом смысле слова... И каждый раз Макс возвращается, чуть повзрослевшим, а может каждый раз вместо него возвращается кто-то другой...  
Почему же у этого Мира есть Сердце? Очень просто оно действительно  есть - самое настоящее, живое. Сердце мира это некий источник Силы, вокруг которого построен Ехо, благодаря которому любой столичный житель - могущественный маг. Сердце это стержень силы на котором держится Мир Ехо. Именно поэтому другое название того Мира - Мир Сержня.
Читая цикл, можно узнать  удивительную вещь и про наш Мир. Мы живем в Мире Паука и едва родившись начинаем плести паутину связей, отношений, привязанностей оплетая ее все больше и больше людей. Вам не кажется, что это так и есть на самом деле? 
А вот жители Мира Стержня - гораздо более свободные люди.
Кто же он сэр Макс? Неудачник вытащивший счастливый билет или все же жертва обстоятельств?  Кем он ни был Макс прежде всего Вершитель, человек все желания которого исполняются - "рано или поздно, так или иначе"... В повестях часто говориться, что вершители "бесстыдно могущественны" - это правда. Ведь они живут как известной детской песенке:
"Что ни пожелается -
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается"
Но и плата за это велика - ведь это их странное качество организма, вынуждает Вершителей, особенно самых могущественных держать под контролем свои желания, а это порой очень нелегко...
Так вот Макс - Вершитель, рожденный в нашем мире, и волей судьбы перебравшийся в мир Ехо. Здесь он был неудачником, там стал могущественным магом, у него появилась интересная работа, верные друзья... Кого-то данный факт бесит, но только не меня...
Ведь за это "бесстыдное могущество" Максу приходится платить, и порой немало. Сколько раз его мир рушился, сколько раз он рисковал жизнью, ради него, ради своих друзей? И пусть даже читатели будут уверены, что с ним все в конце концов будет в порядке, думаю герою от этого легче не становилось... А за те несколько лет, проведенные в Ехо, Макс вынужден платить изгнанием, разлукой с теми, кто ему дорог, по сути тюремным заключением, в другом мире, к счастью не пожизненным. Есть еще одна причина, почему не стоит ставить герою в вину его могущество, удачу и безнаказанность - он не человек, он сон, мечта, выдумка ставшая реальностью лишь с одной целью, чтобы мир Ехо стал реальностью.

И напоследок немного фан-арта.  все, а те на которых изображен наиболее соотвевуют моему представлению этого мира.
Сэр Макс
Мир песчаных пляжей, где нет ничего кроме песка и моря.
 
Тот же мир, заполненный наваждениями,  на переднем плане в черном плаще (лоохи) сэр Макс.

Сэр Джуффин Халли, шеф Макса. Он же Кеттарийский охотник, он же Чиффа.
Куруш, буривух, птица разумная птица с абсолютной памятью, "компьютер" мира Стержня
Темная сторона Ехо, изнанка Мира.
Чиффа))


Спасибо всем, кто прочитал отзыв до конца, надеюсь я вас не очень утомила, и у вас  появилось желания найти прочитать Макса Фрая. И надеюсь книги вас не разочаруют.

P.S. В статье использованы иллюстрации читателей с сайта http://frei.kroogi.com/ и  http://max-frei.net/

2 комментария:

  1. Ladynelly, спасибо за участие в проекте! И за такое очень подробное описание.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, очень интересно! мне нравятся такие саги (всю "Дюну" прочитала). Нужно и в этих мирах попутешествовать:)

    ОтветитьУдалить

Буду рада любым комментариям)))